ХАРЕ КРИШНА !
**********************
Из Вайшнавской рассылки «ГАУРАНГА»
Рубрика «Наш Прабхупада»
Сатсварупа дас Госвами: «… (В тот же вечер, после первого киртана в Томпкинс-сквер-парке) … Возле дома номер 26 уже собралась толпа молодёжи из парка, ожидавшая, когда придёт Свами и откроет двери. Им хотелось побольше узнать о танце, о пении, о пожилом свами и его учениках, которые устроили в парке это прекрасное действо. Они вошли внутрь. Самые робкие и нерешительные остались на улице, они с независимым видом прохаживались по тротуару, ждали, курили, заглядывали в окно, пытаясь разглядеть картины на стенах. Войдя, Свами сразу направился к своему возвышению и сел; столько народу в этом храме ещё никогда не было. Он снова заговорил о сознании Кришны, и его речь лилась свободным потоком, когда он цитировал санскритские тексты, объясняя слушателям смысл того, что они только что видели в парке. Он сказал, что каждый должен всё время петь святое имя так же, как они делали это сегодня.
Девушка с длинными волосами, которая сидела рядом с помостом и, казалось, пребывала в трансе, подняла руку и сказала: «Когда я пою, я чувствую сильный прилив энергии к центру лба, а затем появляется гудение и красноватый свет».
- Просто продолжайте, - ответил Свамиджи. – Это пройдёт.
- А к чему же тогда приводит это пение? – она, казалось, уже вышла из транса.
- Пение приводит к пению, - ответил он. – Вот, например, Вы произносите имя своего любимого. Если Вы сильно любите кого-то, Вам хочется без конца повторять его имя, снова и снова, просто из любви.
Тут один из гостей заговорил, не поднимая руки: «А может, это – просто гипноз? Например, если я буду постоянно петь «Кока-Кола», не будет ли это то же самое?».
- Нет, - ответил Свами. – Выберите любое слово и попробуйте повторять его хотя бы десять минут – Вам противно станет. Мы поём круглые сутки и не испытываем никакой усталости, Мы даже чувствуем прилив энергии.
Сегодня вопросы были серьёзными. Все собравшиеся участвовали в киртане и теперь искали философское объяснение тому, что испытали. Ученики Свами сочли это победой, а ещё – почувствовали личную ответственность как хозяева и наставники для вновь пришедших. Свамиджи попросил Киртанананду приготовить для гостей прасад, и вскоре тот появился, неся в бумажных стаканчиках сладкий рис.
- Процесс повторения мантры предназначен для очищения ума, - сказал Бхактиведанта Свами. – У нас столько ложных представлений о том, как устроен мир, кто такой Бог и каковы отношения между нами, Богом и миром. У нас столько заблуждений ! Пение поможет нам очистить ум. И тогда Вы поймёте, что оно не отлично от Кришны …
… Свамиджи: «Да, Вы и вправду не знаете, что такое счастье».
Пожилой человек, стоящий у выхода со скрещёнными руками: «Да, разумеется, но благодаря страданиям и горю в нашей жизни (которая, по большому счёту, - сплошное страдание), нам кажется, что мы иногда испытываем счастье».
Бхактиведанта Свами: «Нет. Просто существуют разные виды страданий. Это все понимают. И только из-за нашего невежества нас это не беспокоит. Взять, к примеру, человека, который уже давно страдает. Он забыл, что такое счастье. Точно так же страдания присутствуют всегда. Например (обращаясь к юноше и его подружке), представим, что Вы молоды. Хотелось бы Вам состариться?».
Юноша: «Я состарюсь в процессе …».
Свамиджи: «Я состарюсь». То есть Вы вынуждены будете состариться, хотите Вы этого или нет !».
Юноша: «Я не собираюсь стареть под принуждением».
Свамиджи: «Да ! Вот именно ! Именно под принуждением ! Вас заставят».
Юноша: «Я не понял – почему?».
Свамиджи: «Даже если Вы не хотите стареть, Вы всё равно состаритесь ! Вам никуда не деться ! …
… Свамиджи: «Все мы страдаем. Мы не хотим умирать, но умираем. Мы не хотим болеть, но болезнь нас настигает. Мы не хотим стареть, но от старости никуда не деться. Мы многого чего не хотим, но нас принуждают, и любой нормальный человек признаёт, что это – страдания. Однако если мы привыкли к ним, то говорим, что всё в порядке. Но ни один человек в здравом уме не желает заболеть. Он не желает стареть. И умирать тоже не хочет. Почему Вы участвуете в движении за мир? Потому что война несёт смерть. И люди боятся. Они устаивают демонстрации «Нет войне !». Неужели Вы думаете, что умирать приятно?».
Юноша: «Я никогда не испытывал …».
Свамиджи: «Испытывали. Но забыли. Вы уже много раз умирали. У Вас есть такой опыт, но Вы забыли об этом. Забыть – это не оправдание. К примеру, ребёнок может забыть о какой-то неприятности. Но это не означает, что неприятности не было».
Юноша: «Пожалуй, верно. Я согласен».
Свамиджи: «Да. Итак, страдания существуют. Вам необходимо руководство осознавших себя личностей, духовных авторитетов. В Бхагавад-гите, например, говорится: «духкхалайам ашашватам» - «этот мир переполнен страданиями». Это нужно понять. Пока мы не поймём, что здесь полно страданий, не возникнет даже вопроса о том, чтобы отсюда выбраться. Человек, который это не понял, не может считаться разумным. Животные, например, не понимают, что такое страдание. Они жизнью довольны».
(США, Нью-Йорк, октябрь 1966 г. Источник: книга «Прабхупада-лиламрита», том 1, стр. 602 - 605)
Сатсварупа дас Госвами: «… Статью из газеты «Другой Ист-Вилледж» Хаягрива читал с выражением, а слушатели сидели как завороженные.
“В специальном приложении к «Нью-Йорк таймс» было опубликовано обращение, предлагающее награду за любую информацию, которая могла бы пролить свет на местонахождение Бога. Это обращение подписали Мартин Лютер Кинг и Рональд Рейган, но ответа так и не поступило. Люди начали беспокоиться и задавать вопросы. «Бог, - говорили некоторые, - живёт в кусочке сахара». Другие шептали, что священная тайна заключена в сигарете.
Тем временем один старик, которому в этом году перевалило за семьдесят, забрёл в Нью-Йорк, в Ист-Вилледж, и принялся доказывать миру, что он знает, где искать Бога. Всего за каких-то три месяца этот человек, Свами А. Ч. Бхактиведанта, сумел убедить самую крутую аудиторию – богему, хиппи, «кислотников» и курильщиков травки – в том, что он знает путь к Богу: «забудь-обо-всём», «громко-пой» и «будь-с-нами». Этот святой нового типа предлагает метод «расширения сознания», который (при всём нашем уважении к доктору Лири) слаще ЛСД, дешевле марихуаны и которым совершенно не интересуются легавые. Как это возможно? «Благодаря Кришне», - говорит Свами”.
Ребята разразились радостными криками и аплодисментами. Ачьютананда принёс извинения Свамиджи за язык статьи: «Это – газета хиппи».
«Ничего страшного, - сказал Свами.- Он написал как сумел, но сказал, что мы можем дать людям Бога. Люди говорят, что Бог мёртв, однако это – ложь. Мы не скрываем: «Бог здесь». Кто будет это отрицать? Теологи и им подобные могут говорить, что Бога нет, но вайшнав даст Вам Господа – бескорыстно, как то, без чего не обойтись: «Вот Бог». И автор это заметил. Это - здорово. Сохраните газету. Это - очень важно».
Статья была длинной. “Циничный житель Нью-Йорка, - говорилось в ней, - может найти живое, зримое и осязаемое свидетельство существования Бога на Второй авеню, 26, по понедельникам, средам и пятницам с семи до девяти вечера”. В статье описывались вечерние киртаны, приводились выдержки из лекций и упоминалось о “ритмичном, гипнотическом пении шестнадцати слов: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, которые часами поются под аккомпанемент бронзовых тарелочек, колокольчиков, причём всё это сопровождается хлопаньем в ладоши”. Свамиджи отметил, что статья совершенна – просто потому, что в ней напечатана мантра.
В статье приводились слова одного из учеников Свами:
“Идя по улице, я самостоятельно попытался повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе – снова и снова, как советовал Свами. И вдруг всё вокруг стало таким прекрасным – дети, пожилые мужчины и женщины … Даже бродяги не казались противными, что уж говорить о деревьях и цветах. Ощущение было такое, словно я принял дюжину таблеток ЛСД. Но я знал, что это – совсем другое. От этого не бывает ломки, да и делать это я могу в любое время, где захочу. Это всегда со мной”.
Без всякого сарказма в газете упоминалось о строгих запретах Свами на кофе, чай, мясо, яйца и сигареты, «не говоря уже о марихуане, ЛСД, алкоголе и недозволенных половых отношениях». Было очевидно, что автор восхищён Свамиджи, “этим энергичным пожилым человеком, подлинным представителем философии персонализма, которая утверждает, что Единый Бог – личность и что Его тело духовно”. В конце статьи автор намекал, что подобные события будут происходить на Томпкинс-сквер каждый выходной. “Там, под сенью холма Ховинга, Бог живёт в экстатическом танце и пении”».
(США, Нью-Йорк, октябрь 1966 г. Источник: книга «Прабхупада-лиламрита», том 1, стр. 611 - 612)