ХАРЕ КРИШНА !
**********************
Из Вайшнавской рассылки «ГАУРАНГА»
Рубрика «Наш Прабхупада»
Сатсварупа дас Госвами: «… Бхактиведанта Свами встал с постели и включил свет. Был час ночи. Будильник не звонил, и его никто не будил – он поднялся сам. В квартире было холодно и тихо. Закутавшись в чадар, он сел за свой сундучок, набитый рукописями, который обычно заменял ему письменный стол, и в глубокой сосредоточенности стал повторять на чётках мантру.
Он читал мантру в течение часа, а затем приступил к работе. За два года, прошедшие с тех пор, как он опубликовал третий, заключительный том Первой песни Шримад-Бхагаватам, ни одной книги опубликовано не было, но он продолжал работать над книгами каждый день. Иногда он работал над переводом и комментариями ко Второй песни Бхагаватам, однако его главным трудом была Бхагавад-гита. В сороковые годы в Индии он сделал полный перевод Бхагавад-гиты, снабдив его подробными комментариями, но единственный экземпляр его рукописи исчез при загадочных обстоятельствах. В 1965 году, через несколько месяцев после приезда в Америку, он начал всё сначала и в своей комнатке на Семьдесят второй улице в Нью-Йорке надиктовал обширное введение к Бхагавад-гите. Сейчас в его сундуке лежали тысячи страниц рукописи – полного перевода Гиты с комментариями. Если его ученик из Нью-Йорка, Хаягрива, в прошлом преподаватель английского, сможет отредактировать текст, а другие ученики – издать книгу, это будет большой победой.
Но, похоже, что издавать книги в Америке не так-то просто – намного труднее, чем в Индии. В Индии он был один, и тем не менее за три года ему удалось напечатать три тома, Здесь, в Америке, у него много последователей, но чем больше последователей, тем больше ответственность».
(США, Сан-Франциско, январь 1967 г. Источник: книга «Прабхупада-лиламрита», том 2, стр. 18 - 19)
Сатсварупа дас Госвами: «… Сэм Спирстра, друг Мукунды и один из организаторов «Мантра-рок данса», рассказал о своём замысле Хаягриве, недавно приехавшему из Нью-Йорка:
- Здесь, в Сан-Франциско, зарождается новое направление в музыке. «Грэйтфул дэд» уже записали свой первый диск. Их участие в этом вечере сделает нам рекламу, в которой мы сейчас так нуждаемся.
- Но Свамиджи говорит, что даже Рави Шанкар – это майя, - возразил Хаягрива.
- Да нет, всё уже устроено, - заверил его Сэм. – Все группы соберутся на сцене, потом Аллен Гинзберг представит Свамиджи сан-францисской публике. Свамиджи скажет несколько слов и начнёт петь мантру Харе Кришна, а музыканты присоединятся к нему. Затем он уйдёт. В зале соберётся около четырёх тысяч человек !
Бхактиведанта Свами знал, что ничем не скомпрометирует себя: он придёт, споёт и сразу же уйдёт оттуда. Самое главное – познакомить с мантрой Харе Кришна как можно больше людей. Что плохого в том, что тысячи молодых людей, собравшихся на концерт рок-музыки, получат возможность слушать и петь имена Бога? Бхактиведанта Свами был проповедником и для того, чтобы распространять сознание Кришны, готов был отправиться куда угодно. Поскольку мантра Харе Кришна абсолютна, каждый, кто услышит или произнесёт имена Кришны – в любом месте и при любых обстоятельствах, - избежит рождения в низших формах жизни. Эти молодые хиппи тянутся к духовности, но не знают, где её искать. Сбитые с толку, они принимают свои галлюцинации за духовные видения. Но вместе с тем они искренне стремятся к подлинной духовной жизни, как и их ровесники из Нижнего Ист-Сайда. Поэтому Бхактиведанта Свами решил принять участие в готовящемся представлении. Этого хотят его ученики, а он – их слуга и слуга Господа Чайтаньи …».
«… Взглянув на Аллена Гинзберга, Свамиджи произнёс: «Скажите несколько слов о мантре».
Аллен стал рассказывать собравшимся о своём понимании мантры Харе Кришна и о том, что она даёт лично ему. Он рассказал, как Бхактиведанта Свами открыл храм в Нью-Йорке на Второй авеню и пел мантру Харе Кришна в Томпкинс-сквер-парк. Затем он пригласил всех присутствующих в храм на Фредерик-стрит.
- Тем, кто отходит от ЛСД, хочет стабилизировать своё сознание и подготовить его к новым «полётам», - сказал он, - я особенно рекомендую ранние утренние киртаны.
Затем заговорил Свамиджи. Он коротко рассказал историю мантры и, взглянув на Аллена, произнёс: «Начинай петь».
Аллен заиграл на своей фисгармонии и запел в микрофон – то была мелодия, которую он привёз из Индии. Постепенно сидящие в зале подхватили её и начали подпевать. По мере того, как киртан продолжался, люди пели со всё возрастающим энтузиазмом. Музыканты из разных групп поднялись на сцену и присоединились к преданным. Раначора, в прошлом неплохой ударник, застучал на барабанах «Моби Грейп». Вступили гитары. Преданные и многие хиппи стали взбираться на сцену. Замелькали цветные блики, и в такт музыке по стенам и потолку запрыгали разноцветные огни. Проектор высветил на стене текст мантры – Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Постепенно пение охватило весь зал, и некоторые хиппи, встав со своих мест и подняв руки, принялись танцевать.
Аллен Гинзберг: «Мы пели мантру Харе Кришна весь вечер. Это было потрясающе – полное раскрепощение ! То был пик духовного энтузиазма Хайт-Эшбери. Впервые в Сан-Франциско проходил концерт, в котором могли принять участие все присутствующие. Каждый мог танцевать и петь, а не просто смотреть, как поют и танцуют другие».
Джанаки: «Люди не знали, что они поют и зачем. Но, видя, как столько людей – неважно, что большинство из них было одурманено наркотиками, - повторяют имена Бога, Свамиджи чувствовал себя счастливым. Ему нравилось, когда люди поют мантру Харе Кришна».
Хаягрива: «Стоя на сцене прямо перед музыкантами, я почти ничего не слышал, но даже в этом шуме я смог различить мантру Харе Кришна, которая звучала всё громче и громче. На заднюю сцену проецировалось огромное изображение Кришны в золотом шлеме с павлиньим пером и с флейтой в руках».
Затем Свамиджм встал, поднял руки и начал танцевать, жестом приглашая присутствующих присоединиться к нему. Тогда те, кто ещё сидел, повставали со своих мест и начали танцевать и петь, раскачиваясь из стороны в сторону и подражая движениям Свамиджи.
Роджер Сегал: «Зал был похож на поле пшеницы, которая колышется на ветру. Это порождало в душе необыкновенный покой – в странном контрасте с атмосферой «Авалона», где обычно бушуют страсти. Пение мантры Харе Кришна продолжалось более часа, и под конец все, кто был в зале, стали прыгать, кричать и даже плакать».
Кто-то поставил микрофон прямо перед Свамиджи, и его голос разнёсся по залу, многократно усиленный мощными динамиками. Темп непрерывно возрастал. Свамиджи стал мокрым от пота. За сценой Киртанананда требовал прекратить киртан. «Свамиджи слишком стар для таких вещей, - говорил он. – Это может плохо кончиться». Но пение становилось всё быстрее и быстрее, так что через некоторое время уже почти нельзя было разобрать слов мантры, потонувших в усиленной динамиками музыке и хоре из тысяч голосов.
Внезапно киртан кончился. Было слышно только гудение динамиков и голос Свамиджи, выражающего почтение своему духовному учителю: «Ом Вишнупада Парамахамса Паривраджакачарья Аштоттарашата Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Махараджа ки – джая !... Слава собравшимся преданным !». Свамиджи спустился со сцены и пошёл к выходу, пробираясь сквозь плотный дым, повисший над залом, и толпу людей. Киртанананда и Раначора следовали за ним. Аллен объявил выступление следующей рок-группы.
Покинув зал и оставив позади себя толпу восхищённых зрителей, Свамиджи заметил: «Это – не место для брахмачари».
(США, Сан-Франциско, январь 1967 г. Источник: книга «Прабхупада-лиламрита», том 2, стр. 21 – 22 и 26 - 28)
* * * * *
Не используйте в своих интересах
На вопрос, верно ли, что духовный учитель возвращается, когда падают его ученики, Шрила Прабхупада ответил: "Да, но не используйте это в своих интересах".
Источник: Gokula-ranjana Dasa. Memories of Srila Prabhupada DVD # 44.